Каждая из нас способна сделать мир прекраснее. Хотя бы на вид. Хотя бы не весь мир,а несколько конкретных людей. Хороших салонов красоты,между прочим,не так уж и много!
Каждая из нас способна сделать мир прекраснее. Хотя бы на вид. Хотя бы не весь мир,а несколько конкретных людей. Хороших салонов красоты,между прочим,не так уж и много!
Где же ваши руки?
Помнишь рекламу со словами: «Лучшие руки трудоустроим»? Вывод: золотые руки уже пристроены,а в свободном доступе оказались те,кто прогуливал лекции по визажу,не научился просчитывать пропорции лица и плохо помнит химию,не умея замешивать краску для волос и обесцвечивающий состав в нужной пропорции. Полистай журналы о карьере и обучении: в разделе«Красота и здоровье» ты найдешь десятки объявлений о приеме на курсы для парикмахеров и косметологов. Ради интереса позвони и разузнай,как долго ведется обучение,на каком оборудовании работает школа,кто преподает. Для пользы дела можешь посетить открытые уроки или даже записаться на занятия сама. В итоге получишь представление о том,что за специалисты могут прийти в твой салон с корочкой этого учебного заведения. А на будущее запомни: если обучение в «школе», «колледже» или«тренинг-центре» длится менее 4−6 месяцев,выпускник справится разве что с ролью подмастерья.
В сфере красоты те же порядки,что и в медицине(а медики учатся около 8 лет,прежде чем начинают самостоятельную практику). По современным правилам салонного бизнеса ты имеешь право брать на работу косметологов только с высшим медицинским образованием. Все,кто не прошел анатомичку и клиническую практику,могут называться только эстетистами или косметиками. Максимум,что позволено им доверять, — подбирать средства по уходу,наносить маски или массировать ладошки во время косметического сеанса. Мезотерапия,SPA,ботокс,татуаж,дизайн бикини и даже эпиляция требуют диплома о высшем образовании — соблюдать безоговорочно!
У хорошего мастера«корочек» много: аттестаты основного учебного заведения,сертификаты семинаров,мастер-классов,обязательно — свидетельства об участии в конкурсах(и неважно,получил ли парикмахер«золотые ножницы» или просто выставил перед жюри свои оригинальные модели). Более того,у парикмахера,визажиста,мастера нейл-арта обычно есть портфолио лучших работ. Но и это не определяющий фактор. Вместо банального собеседования проведи профтестирование. Проще говоря,пусть покажет,что он умеет. А на будущее не забывай: подобрать и проверить мастера«в поле» — это только первый шаг. Пока он будет работать на тебя,придется посылать его на конвенции,выставки,тренинги. Твой персонал обязан расти. Обычно — за твой счет: в конце концов,это инвестиция в будущее твоего салона.
Помимо традиционных документов о регистрации юридического лица,свидетельств о постановке на учет,покупке и регистрации кассового аппарата,нужно будет позаботиться о многочисленных разрешениях санэпиднадзора(по требованиям
Кроме этого,тебе понадобятся лицензии на медицинскую деятельность(она требуется,если ты будешь оказывать косметические и терапевтические процедуры,а не только работать с волосами; для оформления этого хотя бы 1 сотрудник в штате должен не менее 5 лет проработать по трудовой книжке в медучреждениях), договоры«на утилизацию волос», «на предоставление прачечных услуг»(чтобы полотенца и накидки всегда были чистыми), ТБО(на вывоз мусора). Наконец,не забудь,что все сотрудники должны получить медицинские книжки и регулярно их продлевать.
Шпионские страсти
И снова грустная статистика — 25−35% салонов закрываются через 6−8 месяцев своей жизни,примерно столько же не приносят прибыли. Всему виной кадры,вернее — неграмотная кадровая политика. Хорошему мастеру скупой хозяин платит меньше,чем положено,и через полгода парикмахер или косметолог покидает салон,уводя за собой клиентов и твою призрачную прибыль. И снова нужно искать руки,чтобы не пустовали кресла,но в банках кадровых агентств почти не встречаются резюме специалистов в индустрии красоты. Приходится охотиться,переманивать и всеми силами удерживать.
За то,чтобы сотрудники не бегали и выходили в зал не только для того,чтобы собрать клиентскую базу,придется платить. Хороший мастер-парикмахер получает около 35−50% выручки«с кресла», услуги косметолога обходятся примерно во столько же,а мастеру по нейл-арту или педикюру достаточно отдавать 30−40% прибыли от его работы. В зависимости от региона эта цифра меняется; поинтересуйся,сколько в среднем платят персоналу твои конкуренты. Наверняка ты сталкивалась с таким феноменом: в соседних парикмахерских цены на обычную стрижку могут быть выше в 2−3 раза. Многое зависит от целевой аудитории салона,стоимости аренды и материалов,с которыми работают мастера,но в конечном счете все цены берутся«с потолка», покрывая себестоимость услуг,доход заведения и его имидж. За крашеные стены и бытовые торшеры возьмут одну сумму,за дизайнерский декор,конфеты в вазочке на стойке администратора и фикус в кадке — совсем другую.
СТАРТОВЫЙ КАПИТАЛ
(расчет приведен для небольшого имиджево-медицинского салона,площадь около 150−170 кв. м):
– первые месяцы аренды,регистрация бизнеса,коммунальные услуги — не менее $5−10 тыс.;
– дизайн помещения,ремонт,закупка оборудования и косметики — $7−20 тыс.;
– ежемесячные расходы — зарплата сотрудников,реклама,арендная плата,коммунальные платежи,дозакупка косметики — около $2,5−5 тыс.
ОКУПАЕМОСТЬ БИЗНЕСА
От 1 до 2,5 лет. По опыту консультантов по салонному бизнесу,в первый год чистая прибыль может достичь в среднем 35−50% годовых. В последующие годы эта сумма пропорционально растет и может достигать 70−75% годовых и более.
Она идет по жизни смеясь
Кстати,тебе придется подумать не только о конфетах и стопке журналов в зале ожидания. Каждому клиенту хороший салон,дорожащий репутацией,обычно предлагает чай и кофе. Разумеется,бесплатно. В мини-баре можно готовить фитококтейли и низкокалорийные закуски. В каждом кабинете можно предусмотреть не только кушетку или парикмахерское кресло,но и диванчик для милой беседы с мастером. А если к тебе будут заглядывать молодые мамы,придется подумать об игровой комнате с няней или стопке раскрасок в кабинетах мастеров. Не забывай про ароматизированную туалетную бумагу,полочки с бесплатными прокладками и презервативами(кто-то прямо из салона отправляется на свидание!) в туалетах; про пробники и красочные рекламные буклеты на ресепшн; достойное музыкальное сопровождение для каждой процедуры и телевизор или даже домашний кинотеатр в зале ожидания(запасись добрыми комедиями и мелодрамами для вечно опаздывающих бизнес-леди или крупногабаритных мужей твоих клиенток)… Учитывать придется многое!
Но прежде всего нарисуй образ своей будущей клиентки. Кто она? Чем занимается? Где живет? Чем увлекается,а на что никогда не будет тратить время? Следит ли за собой или полагается на природу? Почему придет именно к тебе? Эта картинка поможет вычислить,какую сумму в среднем готова оставить потенциальная клиентка в твоей кассе. Представь ее во всех подробностях — от черт характера до того,сколько ложек сахара она кладет утром в кофе! В зависимости от ее запросов можно выстроить минимальный комплекс услуг для салона,просчитать их реальную стоимость,заложить перспективные направления развития бизнеса. Может быть,к весне нужно будет купить солярий,нанять мастера тату-макияжа и консультанта по программам похудения,а врач-мезотерапевт окажется совсем невостребованным? Какое бы решение ты ни принимала в отношении своего салона — ни на минуту не забывай образ«твоей девушки».
— Открывать бизнес лучше в конце лета — начале осени(можешь уже сейчас собирать стартовый капитал). К новогодним праздникам клиентки неизбежно потянутся,чтобы сделать маникюр или освежить цвет волос,а весной,когда все начнут усиленно худеть,делать чистку лица,массажи и загорать в солярии,твой грамотный менеджмент позволит собрать максимальные дивиденды.
– Чем больше ты экономишь на площадях,тем меньше прибыли сумеешь извлечь! Два года назад органы санэпиднадзора опубликовали требования к салонам красоты,согласно которым около 25% площадей займут«вспомогательные помещения»(склад,туалеты,комната для стерилизации оборудования,место отдыха для персонала), не менее 10% – ресепшн и зал ожидания. Так что реальную прибыль будут приносить не более 60−65% площадей. Вычти из этого площадь,которую займет оборудование,и подсчитай,что вместо запланированных 5 кресел парикмахеров в зале поместятся только 2,а кабинет маникюра и педикюра придется совместить!.. Наконец,в нормах СЭС прописано: минимальная площадь помещения под салон — 100 кв. м.
– Сегодня салоны уже не делятся на медицинские,имиджевые и релаксационные. Большую прибыль приносят салоны,где совмещены разные виды услуг.
Ключ на старт
Первые недели работы салона по моральной нагрузке могут сравниться с подготовкой космического пуска — все на нервах,а результат пока неочевиден. Воспользуйся несколькими нашими советами,чтобы завоевать будущего клиента и удержаться на плаву.
– Проведи презентационный день. Желательно не один(многие клиенты могут пропустить акцию,так что повторяй ее для опоздавших примерно через 5−7 дней в течение 1 месяца,примерно через 3−5 недель после его открытия). В этот день продавай карты скидок,формируй VIP-лист из числа первых посетителей,угощай бесплатными коктейлями из морковки с яблоком и дари на память сумочку пробников.
– Периодически устраивай дни скидок и чудо-цен на самые удивительные услуги салона.
– Заведи традицию дружить с клиентами. Попроси их заполнять анкеты с координатами(контактный телефон,электронный адрес,по возможности — адрес работы или домашний) и датой рождения. А затем используй это в личных целях — ко дню рождения и праздникам отправляй поздравления(звони,отсылай электронную открытку,отправляй курьера с букетом), периодически звони тем,кто давно не навещал мастеров,интересуйся новостями и самочувствием,делай заманчивые предложения и приглашай участвовать в салонных акциях.
— Расходные материалы(ножницы,шампуни,расчески,средства для укладки,салфетки,шпатели и пр.) лучше покупать в специализированных магазинах для салонов красоты или заказывать в интернет-магазине,заключив договор на регулярные поставки.
– Оборудование для специализированных кабинетов(косметологический комбайн с брашером,вапоризатором и дарсонвалем,ультразвуковой аппарат для пилинга,аппарат для коррекции фигуры и пр.) имеет смысл брать в лизинг(при условии,что годовой процент по нему не превысит 12−14%).
– Обращай внимание на мультиоборудование,совмещающее в себе несколько функций, — так можно сэкономить на площадях и повысить рентабельность.
– Не забывай,что на оборудование,«нарушающее целостность кожных покровов»(ботокс,мезотерапия и пр.), придется получить отдельную лицензию.
– Косметическую линию продумывай с учетом стоимости твоего бизнеса: ориентируясь на эконом-класс,нет смысла закупать косметику люкс). Выбирая поставщика,учитывай не только стоимость товара,но и порядок обучения персонала для работы с этой косметикой,условия поставок,правила сертификации косметики.